Праздность, которая всегда с тобой
Лень – мать всех пороков, но, как недавно выяснилось, она одновременно сестра гениальности и двоюродная бабушка успеха. Сейчас мы расскажем, как это получается.
За время существования нашего замечательного журнала мы написали примерно миллион статей на темы вроде «Как справиться с ленью», «Как победить прокрастинацию», «Как, собрав волю в кулак, переделать все свои дела, исполнившись похвального трудолюбия». Примерно так. И ни разу мы не задались вопросом: а зачем? Почему быть ленивым – плохо, а махать лопатой с утра до полуночи – это, видите ли, похвально и замечательно? Что не так с людьми, если нам все время необходимо изнывать на работе?
Душа обязана трудиться?
В вышедшей в 2011 году книге «Искусство и наука ничегонеделания»* американский инженер, биолог и ученый Эндрю Смарт убеждает человечество работать меньше. «Праздность, – пишет он, – одно из самых важных занятий в жизни, и я надеюсь убедить в этом своих читателей». Мистер Смарт напоминает нам, что человек как биологический вид сформировался задолго до того, как эффективный труд стал основой его существования. Вот муравьи – трудяги по природе своей неизбежно. А первые homo sapiens – не очень: вели жизнь, прямо скажем, не слишком напряженную. Когда они были голодны, то, как всякие собиратели, что-нибудь находили и ели. А потом валялись на песке и любовались большими пальцами своих ног. А еще любили друг друга, играли и изучали окружающую среду, повинуясь любопытству куда более, чем необходимости. Даже сегодня самые первобытные племена незнакомы с идеей создания пищевых запасов, если не считать недоеденных кусков, засунутых в какое-нибудь укромное дупло. А вот целенаправленный сбор, хранение и сберегание (не говоря уж о выращивании) продовольствия на черный день – это революция уже фактически неолитическая, то есть совершенная новация по историческим меркам. Несколько миллионов лет наши предки не имели никакого представления о постоянном труде – как физическом, так и интеллектуальном. И это очень важный момент. Потому что наш мозг в результате оказался не слишком хорошо специализирован для последовательной и планомерной работы. Более того, он вообще работает лучше, когда мы оставляем его в покое. Вот как описывает эту ситуацию Эндрю Смарт.
- «В мозге сто миллиардов нейронов, соединенных двумястами триллионами синапсов. Его деятельность регулируется удивительным оркестром электрической активности, синхронизирующей и десинхронизирующей отдельные нейроны и целые области мозга для создания сложной гармонии, которая позволяет нам быть людьми».
- «У нашего мозга тоже есть автопилот. Он включается, когда мы погружаемся в состояние покоя, ослабляя «ручное управление» своей жизнью. Мысли, которые приходят на ум в периоды безделья, зачастую поднимаются из глубин бессознательного и не всегда бывают приятными. Однако мозг привлекает наше внимание неспроста. Благодаря бездействию великие идеи, погребенные в бессознательном, получают шанс проникнуть в сознание».
- «Позволяя мозгу отдыхать, мы даем ему возможность задействовать механизмы нелинейности и случайности, усилить его естественную склонность объединять образы восприятия и памяти в новые представления».
Понимание того, что мозг активно работает без нашего участия (и куда плодотворнее, чем при этом участии) произошло в начале двухтысячных годов. Тогда целая серия исследований на томографах подтвердила удивительный факт: в состоянии покоя, дремы, расслабленности мозг увеличивает свою активность, задействуя те зоны, которые обычно бездействуют, когда мы чем-то заняты или о чем-то размышляем. Этой нейронной иллюминации дали название «сеть пассивного режима работы мозга» (СПРРМ). Пока ученые еще очень плохо знакомы с ее возможностями, так как ее работа невероятно сложна. К тому же очень многим из них категорически несимпатична идея о том, что человек, по сути, является марионеткой, управляемой мозгом, куда менее подчиненным нашей воле и желаниям, чем считалось раньше. Сама мысль о том, что в нашей черепной коробке всем заправляет фактически чужой самовластный интеллект, – это, скорее, тема для фильмов ужасов. Одно дело, когда всякие странности рассудка можно было свалить на подсознание, на маленький темный сундучок с сюрпризами, который изредка всплывает из глубин. Но когда оказывается, что в маленький сундучок как раз упрятано наше великое и неповторимое «я», а основная работа в мозге идет без нас, то становится совсем некомфортно.
* Примечание Phacochoerus'a Фунтика:
«На русском языке эта полезная книга издана под названием «О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию». Издательство «Альпина Паблишер», Москва, 2014».
Тихий помощник
Но, к счастью, СПРРМ – не инопланетный захватчик нашего тела. Это, собственно говоря, мы сами в состоянии доразумности. Судя по всему, у СПРРМ нет более важной задачи, чем обеспечить наше благополучие. И хотя мы почти никак не можем следить за процессами, которые в ней происходят, уж она-то в курсе наших желаний, страхов и надежд. Похоже, что часть из них СПРРМ отметает как несущественные, но в целом склонна к нам прислушиваться и приходить на помощь.